Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
Новости   >   Новость от 17 сентября 2020 г.
В радиодиалоге о самооценке принимала участие Марина Иосифовна Кузьминых, психолог Центра медицинской профилактики.

Несомненно, самооценка – регулятор поведения любого из нас, залог благополучной социальной адаптации и личного успеха. Под самооценкой обычно подразумевается то, как человек оценивает свои данные – и физические, и внешние, состояние здоровья, свои знания и умения, способности и таланты, свои поступки и т.п.

Конечно, самооценка формируется в детстве – как считают исследователи, уже в 3 года ребенок называет себя сильным или красивым, маленьким или большим, если он слышит такое о себе от своих родителей. Именно в этом возрасте происходит отделение Я от не-Я, и начинает формироваться сознание, а, следовательно, и самосознание, лежащее в основе самооценки. Важно понимать, что два фактора участвуют в формировании самооценки: мнение и отношение окружающих, а именно – значимых взрослых, и осознание человеком самого себя. Можно сказать, что самооценка – это сумма отражений нас в глазах значимых для нас людей. Малышу жизненно необходимо нравиться своим значимым взрослым, это залог того, что о нем позаботятся, что его защитят, поэтому первое, что должен чувствовать ребенок от мамы и папы – ты мне нравишься, ты – хороший. Второе – ты можешь не нравиться другим, это не плохо и не хорошо, ты нравишься нам.

Осознание ребенком самого себя – не врожденное качество, оно также формируется под влиянием окружающих. Именно взрослые учат малыша видеть себя, слышать себя, чувствовать и осознавать свои переживания, понимать потребности, оценивать свое поведение, т.е. рефлексировать.

Самооценка дошкольников и младших школьников напрямую связана с тем, что говорят о них их значимые взрослые – родители, бабушки и дедушки, воспитатели, учителя, а подтверждается их мнение в деятельности! Основной вид деятельности у дошкольников – игра, у школьников – учебная деятельность. Мало сказать ребенку, что он справится, что он – молодец, нужно дать ему это понять самому! Если планка задач, стоящих перед ним, будет всегда очень высокой, это приведет к заниженной самооценке, если наоборот – к завышенной. Еще одно условие уверенности ребенка в себе – множество разных ситуаций, в которых он сможет проявить себя, в которых он будет успешен. А цели, которые перед ним ставятся, должны быть значимыми для него и реальными для достижения. Немаловажна роль поддержки и похвалы, ведь нередко в основе неуверенности лежат личностная тревожность, детские страхи.

Когда ребенок взрослеет, вступает в подростковый возраст, авторитет взрослых начинает снижаться, на первое место выходит мнение сверстников, признание в группе друзей и одноклассников. У подростков есть свои идеалы, тинейджеры более категоричны к внешнему виду, чем младшие школьники, критичны к своим личным особенностям. Далее, в юношеском возрасте, спектр представлений о себе расширяется, планка категоричности становится ниже. Новые интересы, дальнейшее получение образования, разнообразные задачи, новый круг общения позволяют приобретать опыт поведения в незнакомых ситуациях, который делает самооценку гибче. Так, постепенно у молодых людей формируется ценность своей индивидуальности, неповторимости, ценность себя как личности. На самооценку взрослых людей тоже может влиять мнение близких людей, но, безусловно, имеющееся мнение о себе в этом случае более значимо.

Не секрет, если наша самооценка – адекватная, это позволяет верно ставить перед собой цели, успешно справляться с выполнением задач, не бояться трудностей. И переоценка, и недооценка своих возможностей накладывают отпечаток на все сферы жизни, включая и учебную, и профессиональную, также проявляется в семье, сказывается на личных отношениях.

Подводя итоги сказанному, наметим некоторые рекомендации для родителей, кто хочет сделать их диалог с ребенком корректным и доверительным:

      1) поддерживайте начинания Ваших детей, не забывайте хвалить;

      2) интересуйтесь чувствами ребенка, находите время для разговора по душам,

      3) давайте ребенку проявить себя, создавайте ситуации успеха: не бывает неспособных, у каждого ребенка есть свои сильные стороны, им надо уделять больше внимания;

      4) раз и навсегда откажитесь от ярлыков (неряха, бездельник, лентяй), оценивайте поступок, а не личность – ты неряшливо сделал задание, а не ты – неряха;

      5) будьте корректны в оценках и высказываниях, если неприятные вещи были сказаны Вами в эмоциональном порыве, извинитесь перед ребенком;

      6) не сравнивайте успехи Вашего ребенка с успехами других детей, его успех – если он сегодня знает и умеет больше, чем вчера;

      7) старайтесь, чтобы у ребенка не было противоречий: и требования, и оценка обоих родителей должны быть близки;

      8) отслеживайте свою самооценку, помните, что Ваше поведение – тоже пример для Ваших детей!

Несмотря на все трудности общения отцов и детей, дети всегда вправе рассчитывать на понимание с нашей стороны и получение помощи. Ребенок нуждается в Вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает, помните об этом!

Интервью
Наталья Юрьевна Сычева, врач-диетолог Центра медицинской профилактики
29 марта 2019
Проверь себя
Ваше участие в опросах позволит разработать адресные меры, направленные на повышение уровня физической активности в условиях самоизоляции