Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
Населению   >   Родителям о детях   >   Советы психолога   >   Арт-терапия. Упражнения по снижению тревожности для детей
Арт-терапия. Упражнения по снижению тревожности для детей

Арт-терапия имеет множество направлений, подходов и техник, но все течения объединяет одна идея: с помощью творчества возможно изменить состояние ребенка.

ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ
Завышенные требования взрослых;
большое количество дополнительных занятий (ребенок перегружен);
частая критика;
отсутствие похвалы и поощрений в семье и в школе;
обесценивание чувств, мыслей и поступков;
и так далее.

В результате такого отношения ребенок может ощущать себя плохим, неумелым или неудачником и стремиться еще больше контролировать свое поведение, чтобы заслужить положительную оценку со стороны, чем провоцирует нарастание тревожности.

ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ.
Тревожные дети отличаются от сверстников:
вдумчивостью;
повышенным уровнем самоконтроля и анализа;
они могут вести себя беспокойно;
им кажется, что с ними может случиться что-то плохое;
им кажется, они не справятся с заданием;
им кажется, над ними будут смеяться;
и так далее.

Из-за этого тревожные дети находятся в постоянном напряжении — они пытаются контролировать не только свои внутренние процессы, такие как чувство радости или печали, но и окружающий мир — волнуются за близких людей, их успехи, достижения, не могут отвлечься от мрачных мыслей и переживаний, когда сталкиваются с проблемами.

Как правило, тревожность вызывает появление страхов — публичного выступления, новых знакомств, занятий, хобби, жизненных перемен и многие другие.

Если тревожность слишком высока, то существует опасность, что со временем она перерастет в комплекс характера и ее симптомы станут привычным способом поведения. Поэтому важно помочь ребенку снизить ее уровень.

ТВОРЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Когда ребенок начинает заниматься творчеством, он привыкает к состоянию расслабленности, учится принимать себя любым — не идеальным, простым, не всегда успешным, способным ошибаться.
Проживая этот опыт, в нем рождается понимание того, что можно открыто проявлять свои способности, не бояться при этом совершить ошибку.
Ребенок начинает получать удовольствие от процесса деятельности, а не только нацеливаться на результат.

Уровень тревоги ребенка можно снизить разными способами.
Наиболее эффективным является арт-терапия.

Когда ребенок рисует красками, карандашами, лепит из пластилина, клеит или работает с песком, то он выключает у себя функцию самоконтроля, получает возможность прислушаться к своим чувствам, прожить их.

Это помогает ему расслабиться
и просто быть собой.
.
►►► УПРАЖНЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ◄◄◄
.
►►► Упражнение 1. "ИГРА НАОБОРОТ" ◄◄◄
1. Вам потребуется большой лист бумаги (можно использовать старые обои) и журналы для вырезания картинок.
2. Предложите ребенку сделать большую картину.
3. Картина может быть на любую тему или без темы, то, что приходит в голову.
4. Ребенок должен наклеивать картинки на ватман, выполняя инструкции взрослого с точностью до НАОБОРОТ.

Например, взрослый диктует: наклей кошку в центр, а ребенок, согласно правилам упражнения делать все наоборот, должен приклеить ее в любое другое место.
Эта техника обычно очень веселит детей — им нравится, когда можно специально нарушать правила, которые они всегда привыкли соблюдать — они знают, что сделают все не так, как было сказано, и им ничего за это не будет.

►►► Ребенок пробует себя в новом опыте, и для него повышаются шансы, что в реальной ситуации он не станет так тревожиться, когда случайно сделает ошибку или захочет поступить по-своему.

►►► Упражнение 2. "МОНОТИПИЯ" ◄◄◄
1. Вам понадобится стекло. Можно использовать прозрачную стеклянную тарелку или стекло, которое находится в рамке для фотографии (предварительно обработайте края).
2. Приготовьте краски и кисти. Предложите ребенку рисовать на стекле. Пусть ребенок пробует рисовать так, как ему захочется.
3. Покажите ему, как причудливо смешиваются краски на стекле, расплываются, перетекают друг в друга.
4. Далее можно сделать оттиск на бумаге, приложив чистый лист к стеклу.
5. Изучите этот оттиск, дорисуйте кистью фрагменты и части, чтобы получился сюжет.

►►► Это упражнение полезно тем, что не дает ребенку контролировать продукт своей деятельности, потому что краску на стекле невозможно удержать — благодаря воде она растекается, и нарисованная фигура не держит изначальную форму.

►►► Упражнение 3. "РИСОВАНИЕ ТЕЛОМ" ◄◄◄
1. Для этого упражнения нужно пространство и особенные условия — много бумаги, просторное место и старая одежда, которую не страшно испачкать краской.
2. Можно выстелить пол ватманами или обоями, запастись большим количеством времени, водой и красками. Лучше всего использовать пальчиковые краски — они без труда смываются с одежды и рук.
3. Предложите рисовать частями тела — это может быть все, что пожелает разрисовать ребенок — руки, ноги и даже живот. Можно просто наносить краску на тело и затем оставлять отпечатки на бумаге, а можно рисовать отдельные рисунки и также переносить их на бумагу.
4. Получившиеся изображения можно дорисовывать кистью.

Эта техника позволят расслабиться и ступить за рамки дозволенного — сделать то, что ребенок с повышенным уровнем тревожности не может себе позволить.

►►► Такой опыт помогает ему взглянуть на себя новыми глазами и понять, что в нем скрыты большие ресурсы и способности, которые ждут своего часа для развития.


Интервью
Исаков Александр Васильевич, главный внештатный специалист кардиолог министерства здравоохранения Кировской области, главный врач КОГКБУЗ «Центр кардиологии и неврологии»
Проверь себя
Опросник, разработанный специалистами НМИЦ терапии и профилактической медицины